Денис Сергеевич Черноног
Научный сотрудник
Мемориального комплекса «Партизанская поляна»
Аннотация: В статье рассказывается о выдающемся советском инженере-конструкторе Морозове Александре Александровиче. Его жизненный и трудовой путь представляет из себя пример службы ради безопасности нашей Родины.
Ключевые слова: Морозов Александр Александрович, Т-34, Т-44, Т-54, Т-64, Т-74, танк, танкостроение
Когда говорят о войнах и сражениях обычно принято вспоминать о тактике и стратегии, гениальных полководцах и храбрых солдатах. Однако, не менее важную роль играют и те люди, которые не имеют непосредственного отношения к боевым действиям. Конечно же это изобретатели и конструкторы, создающие новые виды вооружения. Одним из выдающихся конструкторов был Александр Александрович Морозов (1904 – 1979).
Морозов А. А. родился в 1904 г. в г. Бежица (ныне Бежицкий район г. Брянска). Его отец – Александр Дмитриевич – был слесарем на Брянском заводе, за активное участие в революционном движении он потерял работу и всей семье пришлось переезжать в Харьков, где отцу удалось устроиться на завод.
Александр Александрович начал работать на Харьковском заводе в 15 лет. Изначально он занимался копированием чертежей, затем попросился в цех, где проработал несколько лет. После вернулся в техническую контору уже в должности чертежника-конструктора. Вместе с опытными коллегами он разрабатывал механизмы для гусеничного трактора «Коммунар».
Но не суждено было Александру Александровичу направить свой талант и работоспособность на создание мирной техники. В это время по Европе расползалась «коричневая чума» – фашизм, угрожавший существованию нашей Родины. Для противостоянию этой угрозы требовалось самое современное и совершенное оружие, в том числе и танки
В те года Морозов А. А. еще не думал о конструировании военной техники. Первым танком, который он увидел, был английский «Рикардо», захваченный у интервентов в ходе гражданской войны. Его привезли в Харьков и выставили на площади. Тогда Александр Александрович с интересом осмотрел неуклюжую махину, но еще не предполагал, что в скором времени ему самому придется заняться не только проектированием танков, но и пересмотреть принципы современного танкостроения.
В 1937 г. завод на котором работал Морозов получил заказ на создание «маневренного танка». Руководить проектом назначили Михаила Ильича Кошкина, который на тот момент уже был опытным и заслуженным конструктором.
Боевые действия в ходе гражданской войны в Испании показали, что стоящие на вооружение Красной Армии танки Т-26 и БТ-5 не могут противостоять современным противотанковым средствам противника. В связи с этим нужно было создать танк, который бы не уступал лучшим танкам в мире в быстроходности и маневренности, но и надежно защищал бы экипаж.
Кошкин М. И. сразу приметил заведующего секцией перспективного проектирования Морозова А. А. Он понял, что в деле постройки танка, с казалось бы противоречащими друг другу характеристиками, лучшего помощника не найти.
Итак, в чертежах начала рождаться машина, которой пока присвоили индекс А-20. С самого начала конструкторы шли наперекор существующей практики танкостроения. Так на танк было решено поставить дизельный двигатель вместо бензинового, который был уже не один раз проверен и на заводах, и в боевых условиях. Вместо сварной башни, было предложено сделать литую, которая лучше защищает экипаж, но при этом сложна в производстве.
Но самый дерзкий шаг конструкторы совершили, когда решили сделать чисто гусеничный вариант. Многие танки того времени имели двойной движитель: по хорошим дорогам он едет на колесах, а по плохим – на гусеницах. Но конструкторы А-20 рассудили, что в боевых условиях менять колеса на гусеницы и обратно, может стоить человеческих потерь.
В общем танк выходил для того времени инновационный. И вот зимой 1940 г. первые два танка были готовы. Это были знаменитые Т-34 – лучшие танки Второй Мировой войны. В качестве доказательства их работоспособности был совершен пробег от Харькова до Москвы, который возглавил лично Кошкин М. И. Танки и экипаж с блеском справились со своей задачей, но, к сожалению, их главный создатель – Кошкин М. И., в ходе пробега тяжело заболел и умер. Теперь вся работа, связанная с Т-34 легла на Морозова А. А.
А работы предстояло очень много, ведь начиналась Великая Отечественная война. Одним из первых серьезных испытаний стала эвакуация Харьковского завода на Урал. Многое из того, что было создано, отработано и не вызывало никаких проблем в Харькове придется решать заново.
Например, на новом заводе невозможно было создать литую башню для танка, не хватало мощностей. Поэтому было решено создавать башню по частям, конечно, тогда она получалась не столь совершенной формы, но другого выхода не было.
Тем не менее все трудности запуска производства были преодолены и 20 декабря 1941 г., через два месяца после эвакуации харьковского завода, первые двадцать пять танков, производства Уральского танкового завода, были отправлены на фронт.
Но запустить производство еще не все. В условиях нового производства и военной неразберихи происходили разные случаи. Так однажды, в двигатель танка были внесены несогласованные изменения и старый воздухоочиститель теперь не годится. Запасов старых двигателей оставалось на три дня. Если за это время не разработать и не запустить в производстве новый воздухоочиститель производство танков встанет. Но Морозов А. А. вместе с руководителем моторной группы Митником А. Я. справились с этой задачей.
Производство танков все нарастало и в марте 1942 г. был достигнут довоенный уровень производства танков. В ходе Сталинградской битвы Т-34 показал себя как одну из лучших боевых машин. Родина по достоинству оценила вклад конструкторов в эту победу, и многие работники завода и КБ были удостоены высоких правительственных наград, а Морозов А. А. получил звание Героя Социалистического Труда.
Также Морозов А. А. занимается и усовершенствованием Т-34. Когда германские войска стали искать способ противодействия советским танкам, то они сделали ставку на огневую мощь. Так на вооружение вермахта появились танки «тигр», «фердинанд» и «пантера». Чтобы подбить «тигр» нашему Т-34 надо было приблизиться к нему на 500 – 600 м., в то время как новые фашистские танки вели эффективный огонь с расстояния 1500 м. Было ясно, что Т-34 нуждается в перевооружении. Так появилась модификация Т-34-85, принятая на вооружение в январе 1944 г. Главной ее особенностью стала новая мощная 85 мм. пушка.
Все военные годы Морозов А. А. работал на износ, что конечно же не могло не сказаться на его здоровье. Открылась старая язва и он вынужден был лечь в больницу. Во время этого вынужденного отпуска он смог обдумать каким будет новый танк, чем он будет отличаться от Т-34, так началась работа над Т-44.
Однако Т-44 не суждено было заменить Т-34 как основной танк Красной Армии. Морозов А. А. не прекращает работу и изобретает более совершенный Т-54. Главные требования к этому танку были: усиление огневой мощи, повышение броне защиты и способность преодолевать водные преграды. Первые опытные образцы Т-54 были созданы в 1945 г. Сталин про этот танк сказал: «Это будет второй Т-34» [2; С. 10].
С присущей ему энергией Морозов А. А. приступил к созданию Т-64. Это должен был быть танк с повышенной манёвренностью и автоматом заряжания, 115-мм пушкой, комбинированной броней, новой ходовой частью, 700-сильным двигателем. Это была концептуально новая машина – со скоростью и подвижностью среднего танка, с защитой и огневой мощью тяжёлого. По сути, А.А. Морозов создал новый тип – основной боевой танк. Т-64 и сегодня стоит на вооружение многих стран мира.
В следующе своей разработке Т-74 конструктор воплотил идеи о необитаемой башне, гидрообъёмной трансмиссии, взаимозаменяемости членов экипажа при выполнении боевых задач, 1000-сильном двигателе при боевой массе в 38–39 тонн. Во многом конструктор на 40 лет предвосхитил основные идеи современного танкостроения.
Этот танк стал последним, который сконструировал Морозов А. А. 14 июня 1979 г., в возрасте 74 лет, Александр Александрович скончался. Как видно он всю свою жизнь, энергию и талант отдал на благо безопасности нашей Родины.
Список литературы:
- Листровой В. Д., Слободан К. М. Конструктор Морозов. – М.: Политиздат, 1983
- Чернышев В. Д. Танки и люди. Дневник главного конструктора Морозова А. А. – Харьков: ХИТВ, 2007