В музейной коллекции Музея истории партизанского движения хранятся фотографии, на которых запечатлен личный состав бронепоезда «Имени газеты «Правда» перед его отправкой на фронт. Датируются экспонаты 1942-1943 годами.
Более 500 стальных крепостей на колесах действовали на фронтовых магистралях в ходе Великой Отечественной войны. Бронепоезда участвовали практически во всех фронтовых операциях, отважно защищали железнодорожные узлы, прикрывали сосредоточение и развертывание советских войск, отличались смелыми, внезапными налетами на позиции врага.
Бронепоезд «Имени газеты „Правда“» был построен к 8 августа 1942 года в депо станции Кожевенное Горьковской железной дороги.
Состоял из бронепаровоза типа О с закаленной броней толщиной 30-45 мм (вооружение зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК на тендере в башне), двух бронеплощадок с броней бортов толщиной 45 мм (вооружение две пушки Ф-34 и шесть пулеметов ДТ на каждой) и площадки с броней бортов толщиной 30 мм (вооружение 25-мм зенитная пушка и пулемет ДШК).
8 августа 1942 года бронепоезд был передан в 38-й отдельный дивизион бронепоездов (38-й одбп под командованием майора М.И. Миронова) и личный состав дивизиона начал освоение бронепоезда и боевой подготовке. По распоряжению начальника ГБТУ от 5 декабря 1942 года бронепоезду присвоен номер 754.
2 мая 1943 года 38-й дивизион бронепоездов убыл на Воронежский фронт, где 14 мая вошел в 7-ю гвардейскую армию.
18-19 мая 1943 года на станции Великий Бурлук Харьковской области немецкая авиация атаковала и вывела из строя его бронепаровоз. В повторном налете на бронепоезд прямым попаданием авиабомб выведена из строя одна бронеплощадка и зенитная платформа.
Рассказывает бывший командир бронеплощадки 754-го бронепоезда старший лейтенант В.Я. Куплевахский:
-Каждую ночь поочередно бронепоезда совершали огневые налеты на различные цели в городе Волчанске, большая часть которого находилась в руках гитлеровцев. Немецко-фашистскому командованию мы причиняли весьма ощутимое беспокойство, и потому оно решило с нами расправиться. Началась ночная охота за бронепоездами. 18 мая один «свободный охотник», обнаружив нас по искрам из трубы паровоза, сбросил несколько бомб. Но не попал. Тогда он на бреющем полете вдоль железнодорожного пути прошелся над бронепоездом, сброшенной бомбой пробил тендер паровоза. Вода стала вытекать, топку загасили, бронепоезд потерял подвижность. Но вражеский самолет был уничтожен.
А в восемь часов утра уже семь самолетов гитлеровцев двумя группами атаковали неподвижный бронепоезд. Одна из бомб угодила в зенитную бронеплощадку, погибло 18 бойцов и командиров. Среди них командир зенитного взвода лейтенант Ю.Н. Нестеренко. Все они погребены в братской могиле в лесной посадке у станционных путей.
Бронепоезд был направлен на ремонт в Купянск, где ему изготовили новую зенитную бронеплощадку и уже к июлю он уже был в составе 7-й гвардейской армии. Из-за того, что железная дорога была сильно разрушена, бронепоезд не мог подойти непосредственно к фронту, поэтому их основной его задачей стало прикрытие станций, мостов и других объектов от атак с воздуха.
Осенью 1944 года 38-й дивизион вывели в резерв 2-го Украинского фронта, а к лету 1945 года он был отправлен на станцию Нара Московской области. На основании директивы Генерального Штаба от 6 мая 1946 года в период с 15 мая по 20 июня 1946 года 38-й одбп был расформирован, бронепоезд был передан 1-му отдельному полку бронепоездов имени Алябьева и в дальнейшем, предположительно, отправлен на металлолом.