В истории России было великое множество известных, значимых, интересных личностей. Одни из таких – выдающиеся конструкторы оружия и техники.
Война – это один из основных двигателей прогресса на протяжении всей истории, мы воспринимаем ее как хоть и страшное, но неотъемлемое явление в силу своей природы. Важны не только люди, которые сражаются за правое дело, но и оружие, которое помогает достигать цели. За несколько веков было создано огромное множество образцов оружия и техники, и одним из «шедевров» в XX веке стал танк Т–34.
За год до начала Великой Отечественной войны на одном из харьковских заводов был создан первый танк Т–34. Машина была создана в конструкторском бюро, возглавляемом инженером М.И. Кошкиным.
Даже будучи руководителем кондитерской фабрики, Михаил Ильич не оставил мечту стать конструктором. В 1929 г. он пишет письмо С.М. Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования. В результате Михаил был зачислен на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института. После получения диплома инженера Кошкин получает назначение в конструкторское бюро Ленинградского завода им. Кирова.
Создавая легкие колесно–гусеничные танки, Кошкин начал склоняться к гусеничному варианту, который позволял упростить конструкцию и усилить броню за счёт экономии и увеличения веса. Уже в 1938 г. Кошкин демонстрировал Главному Военному совету чертежи и макеты опытных танков А–20 и А–32. Вскоре его назначают главным конструктором завода №183.
К 1940 году создание Т–34 завершилось. В новом танке было воплощено немало оригинальных идей, опередивших мировое танкостроение. Броня корпуса Т–34 имела сильный наклон, который заставлял снаряды отскакивать он нее рикошетом. Танк при рождении получил длинноствольное 76–миллиметровое орудие. С расстояния 1000 метров он без труда пробивало броню толщиной 60 мм. Броня увеличилась до 45мм, масса на 6 тонн. Отсутствовал только пробег, необходимый для допуска к испытаниям и показу высшему руководству страны. Кошкин решил эту проблему, возглавив пробег на Т–34 своим ходом из Харькова в Москву, а затем обратно. Прошли также стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне. Т–34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.
Пробег Харьков – Москва – Харьков подорвал здоровье Кошкина. Конструктор заболел пневмонией и скончался 26 сентября 1940 г.
Михаил Ильич Кошкин добился своей цели. Уже после его смерти немецкое командование, столкнувшись с Т–34, говорило следующее: «Т–34 быстрее, более маневренный, имеет лучшую проходимость вне дорог, чем наши основные танки. Его броня сильнее. Пробивная способность его 7,62 сантиметрового орудия превосходит наши пятисантиметровые танковые пушки…»
Генерал Гудериан, создатель немецкой доктрины танковой войны, писал в своих мемуарах: «Множество Т–34 вступили в боевые действия и нанесли тяжёлый урон немецким танкам. Если до этого мы имели превосходство в танках, то теперь ситуация стала обратной».
По мнению специалистов и экспертов, именно знаменитая «тридцатьчетверка» оказала воздействие на танкостроение всех стран, а ее выдающийся конструктор, М.И. Кошкин, внес неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Суслина А.Ю.,
научный сотрудник ГАУК «МК «Партизанская поляна»