(бойцам в/ч 9903 посвящается…)
Войсковая часть 9903 — одна из самых секретных в Красной армии. Эта часть специального назначения была создана согласно мобилизационного плана Разведывательного управления и входила в подчинение Начальника Особой Оперативной Группы (ООГ) Разведывательного управления Генерального штаба Красной армии (РУ ГШ КА) под командованием полковника Х.Д. Мамсурова, отвечавшего за организацию партизанской борьбы на Западном, Северо-Западном и Ленинградском фронтах. Ее командный состав был укомплектован офицерами из числа слушателей Военной академии имени М.В. Фрунзе. С августа 1941 по июль 1942 года часть возглавлял Артур Карлович Спрогис,который в кратчайший срок организовал ее работу, подготовил к масштабным, активным и решительным действиям в тылу противника.Основу части составили добровольцы-комсомольцы Москвы, Подмосковья, других регионов Советского Союза. Количество добровольцев превзошло все ожидания. Была создана комиссия по отбору, через которую прошло свыше трех тысяч комсомольцев. В результате отбора в часть было зачислено около двух тысяч человек. Каждый из них был готов выполнить любое задание Родины даже ценой собственной жизни. Иначе бойцов разведывательно-диверсионной части № 9903 будут называть «военными партизанами».
Основными направлениями деятельности в/ч 9903 являлись:
• организация, подготовка и переброска в тыл противника боевых разведывательно-диверсионных групп, на которые возлагались следующие задачи: ведение активной разведки, минирование дорог, уничтожение мостов, устройство засад на дорогах с целью уничтожения колонн автомашин, обозов и мелких групп врага, его телефонной и телеграфной связи, складов с боеприпасами, организация крушений поездов с живой силой и боевой техникой противника;
• создание в прифронтовой полосе партизанских отрядов из комсомольцев и коммунистов и подготовка их к боевой деятельности.
На специальных базах будущих разведчиков и диверсантов обучали подрывному делу, основам разведки, стрельбе из автоматов, пистолетов и пулеметов, ориентировке на местности и по карте, знакомили с некоторыми правилами конспирации. На обучение отводилось всего несколько дней. Уходя на задание, военные партизаны должны были отрешиться от своей биографии, оставить в штабе документы, быть готовыми ко всему. Они
понимали: первое задание для многих станет последним. Но ни у кого не возникало мысли отказаться от столь сложного и непривычного дела.
Во время битвы под Москвой из бойцов в/ч 9903 было подготовлено 50 боевых групп и отрядов. Всего за сентябрь 1941- февраль 1942 года ими было совершено 89 проникновений в тыл противника, уничтожено 3500 немецких солдат и офицеров, ликвидировано 36 предателей, 13 цистерн с горючим, 14 танков, добыто огромное количество ценных разведданных о противнике.
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, называя основные факторы, определившие историческую победу советских войск под Москвой, особо подчёркивал роль разведки.
«Нашей разведке, — пишет он, — удалось своевременно установить сосредоточение ударных группировок противника на флангах фронта обороны и правильно определить направление главных ударов».
После разгрома немецких войск под Москвой, командование в/ч 9903 приступило к подготовке групп и отрядов для действия в глубоком тылу противника.
С 1942 года разведывательно-диверсионные группы, подготовленные войсковой частью № 9903, направлялись в помощь брянским, белорусским и украинским партизанам, а также на территорию Латвии и Восточной Пруссии.
В декабре 1942 года в глубоком тылу противника действовали: группа Михаила Гаврика в районе Полоцка, Бориса Вацлавского в районе станции Крупки, Елены Колесовой в районе Борисова, Игната Наумовича в районе Могилёва, Бориса Тульчинского в районе Гомеля, Григория Сороки в районе Орши, Николая Майдана в районе Рославля, отряды Николая Борисова в районе Новозыбкова и Степана Кидяева в районе Дятьково.
Характерно, что, вскоре по прибытию к месту базирования, группы и отряды численно росли за счёт местного населения.
За образцовое выполнение заданий командования в тылу противника разведчикам Зое Космодемьянской, Елене Колесовой, Ивану Банову, Никите Дронову, Григорию Линькову было присвоено звание Героя Советского Союза, а Вере Волошиной – Героя России (2016). Около 500 человек были награждены орденами и медалями СССР.
Из двух тысяч бойцов личного состава в/ч 9903 погибли 951 человек, в том числе:
• замучены в гестапо – 12 человек;
• повешены, расстреляны, сожжены заживо – 18 человек;
• погибли при десантировании или переходе линии фронта – 13 человек;
• погибли при минировании шоссе и железных дорог – 7 человек;
• подорвались на минах – 4 человека;
• пропали без вести – 348 человек.
Среди бойцов легендарной части была и наша землячка – Елизавета Ивановна Беневская. Елизавета Ивановна родилась 13 декабря 1915 года в Москве, в семье Ивана Аркадьевича и Анны ИсидоровныБеневских. В 1916 году семья переехала в имение близ Дубровки Брянского уезда Орловской области. Окончив Дубровскую школу с отличием, Лиза уехала учиться в Москву. Она поступила в энергетический техникум, который также окончила с отличием, затем в энергетический институт. Когда началась Великая Отечественная война, Лиза добровольно стала бойцом разведывательно-диверсионной части №9903.Действовать приходилось небольшими группами в тылу врага, состав групп каждый раз менялся, фамилии товарищей не всегда удавалось узнать или запомнить. Никаких документов, отправляясь на задание, бойцы с собой не брали. Наша Лиза в памяти товарищей осталась Лизой Чарской, вероятнее всего из-за созвучия фамилий. И это обстоятельство на несколько десятилетий сделает неизвестной ее судьбу…
С октября по ноябрь 1941 года, Лиза Беневская трижды оказывалась на заданиях во вражеском тылу в Подмосковье. По возвращении с третьего задания она скажет мужу своей сестры о предчувствии, что уже не вернется… В январе 1942 года сестре Нине сказали, что Елизавета Ивановна Беневскаяпропала без вести, не вернувшись с боевого задания 19 января 1942 года. Прошло 47 лет, на протяжении которых родственники безрезультатно пытались выяснить, что произошло с Лизой…
В1969 году, в московской школе №15 (ныне 1272), учитель географии Ольга Алексеевна Гурычева, создала школьную группу «Поиск» и Музей боевой славы в/ч №9903. В результате поисков юными следопытами были собраны материалы более чем о 2000 бойцах и командирах группы.
В 1989 году поисковики устроили встречу в семейном кругу Беневских — младшей сестры Веры Ивановны и племянницы Татьяны Михайловны Осиповой. На встрече присутствовала боевая подруга Лизы – Маргарита Михайловна Каравай. Рассматривая семейные фотографии Беневских, Маргарита Михайловна опознала Лизу, по небольшому шраму над правым глазом. Этот шрам у Лизы был с детства. Так стало ясно, что боец части 9903 Лиза Чарская и Лиза Беневская одно лицо.
Вот что рассказала Екатерина Яковлевна Пожарская, командир девичьей группы в/ч 9903: «Мороз-то очень сильный был тогда, в январе 1942-го. Нашу группу забросили в тыл врага. Мы шли по лесу на лыжах одетые в белые маскировочные халаты. Что греха таить, страшно было: задание не из легких – устроить немцам засаду. Слышим – движутся по большаку обозы, горланят фашисты что-то на своем языке, не ждут нападения. Их автоматы лежат на телегах.
— Ну, девчата, — говорю своей группе, — покажем проклятым «кузькину мать»!
Рассыпались по лесу, прицелились. Огонь! Начали гитлеровцы как тараканы разбегаться. Но замешательство их было недолгим, и ответный огонь, прямо-таки обрушился на нас.
— Отходить в лес! –дала я команду.
Лиза стреляла почти у самой дороги, укрывшись между стволами берез. Она крикнула:
— Девчата идите, я прикрою вас!
Только успела она сделать несколько выстрелов, и услышала я ее стон…
Как сейчас вижу – медленно оседает на снег Лиза, скользит спиной по стволам берез…»
Еще 27 лет — Лизу Беневскую считали погибшей в бою 19 января 1942 года, но в 2016 году, во время посещения могилы Лизы и ее товарищей в деревне Дунино Медынского района Калужской области, местная жительница передала Татьяне Михайловне Осиповой – племяннице Елизаветы Ивановны, письменные воспоминания своего покойного мужа – АлександраМоисеенкова:
«Зимой 1941-1942 года я и Коля Бирюков были разведчиками в партизанском отряде. Жили мы в селе Рахманино. Однажды, уже в феврале, когда наше и соседние села были освобождены Красной армией, мы шли через лес из Рахманино в Дунино. Недалеко от места боя, который был 19 января 1942 года, нашли двух убитых: они были одеты, только без верхней одежды, и разуты. Повезли их на санках в ближайшую деревню Дунино. Выходя из леса, около дороги, у сосны, нашли еще одну убитую женщину – раздетую, с выколотыми глазами, с вырезанной грудью, сломанными пальцами, с разрывной раной в плече. Наверное, немцы гнали ее в Дунино. Ее тоже мы положили на санки и всех троих повезли в деревню. Там мы их положили около церкви Казанской иконы Божией Матери. Так как земля была промерзшая, их похоронили уже позже жители деревни на сельском кладбище».
Так, спустя 74 года, стало ясно, что Елизавета Ивановна Беневская была замучена врагами, которые подобрали ее раненую на поле боя. Она повторила подвиг своих однополчанок Зои Космодемьянской, Веры Волошиной, Ларисы Васильевой … Заглавием для статьи стали слова Зои Космодемьянской, которые она произнесла перед казнью 29 ноября 1941 года. Эти слова можно отнести к каждому из ее товарищей по оружию. Добровольно вступив в ряды бойцов разведывательно-диверсионной части 9903, сознательно обрекая себя на немыслимые тяготы и мучения, они твердо верили, что достойно смогут перенести все во имя счастливого будущего своего народа.
СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК
Ермакова Светлана Ильинична