25 мая исполняется 137 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза Сидора Артемьевича Ковпака.
Сидор Артемьевич Ковпак родился в 25 мая 1887 г. в Харьковской губернии в бедной крестьянской семье. Во время Первой мировой войны служил пехотинцем, участвовал в Брусиловском прорыве. Георгиевский крест ему вручал лично Николай II. В Гражданскую войну вступил в партизанский отряд, воевавший с белогвардейцами и бандами махновцев, послужил он и в чапаевской дивизии.
Ковпаку было уже 54 года, когда 3 июля 1941 г. Сталин обратился по радио к народу со словами, что Родина в опасности. Уже на следующий же день Ковпак начал подготовку партизанской базы в Спадщанском лесу недалеко от Путивля. В своей книге «От Путивля до Карпат» он вспоминал: «Лес интересовал меня исключительно как место заготовки дров для школ и лесоматериалов для строительных и ремонтных работ. Мог ли я думать, что в этом лесу мне придётся воевать, что из этой вот чащи, откуда разве что мог только волк выйти, я буду выезжать на немецком танке?».
18 октября 1941 г. объединились в один отряды Сидора Ковпака и Семёна Руднева, командиром стал Ковпак, Руднев – комиссаром. Уже на следующий день партизаны, вооружённые винтовками разных мастей, шестью автоматами и одним пулемётом прошли боевое крещение немецкими танками. Ковпак, которого бойцы называли Дедом, не испугался, «неспешно свернул самокрутку и закричал: «Первый взвод, заходи слева. Второй взвод, заходи справа». Помог случай: лёгкий танк увяз в болоте, и у него слетела гусеница. Немцы перескочили из лёгкого танка в тяжёлый и хотели уйти. Но Ковпак отправил минёра по фамилии Курс, белоруса, заложить на его пути мины. Был такой взрыв, что танк перевернулся башней вниз. «Словом, победа полная — и ещё какая! Первый бой – у нас ни царапины и захвачен почти исправный танк. Возбуждение большое. Все обязательно хотят залезть в танк, но некуда уже – там полно» – вспоминал Ковпак.
Сидор Артемьевич говорил «Я нахожусь на довольствии у Адольфа Гитлера», что означало, воюют партизаны в значительной мере трофеями, взятыми в бою у врага. Желая покончить с партизанами, немцы стянули в Спадщанский лес большие силы. Поэтому Ковпак объявил приказ: «Дабы сохранить людской состав для дальнейшей борьбы, считать целесообразным оставить Спадщанский лес и выйти в рейд в направлении Брянских лесов». Там в Хинельских лесах «колпачки» – так их называли местные жители – очистили окрестности от пособников врага и наладили снабжение селян. «Столицей» отряда стало с. Старая Гута.
23 февраля 1942 г. Колпак решил провести парад в селе Дубовичи Глуховского района. «Когда на улице Дубовичей выстроились стрелки, автоматчики, пулемётчики, миномётчики, лыжники и кавалеристы… Тысячи две колхозников и колхозниц приняли участие в нашем празднике, происходившем на улице при 30-тиградусном морозе, сначала под музыку партизанского оркестра, состоявшего из четырёх баянов и одной скрипки, а потом под музыку, передававшуюся из Москвы».
31 августа 1942 года Сидора Ковпака вместе с другими партизанскими командирами пригласили в Москву на встречу со Сталиным. «Сталин стоял посреди комнаты в костюме, всем известном по портретам. Рядом Ворошилов в маршальской форме. «Так вот он какой, Ковпак!» — сказал товарищ Ворошилов. Сталин улыбнулся. Он пожал мне руку, поздоровался со всеми и предложил сесть» — писал Ковпак. Именно там был намечен поход, названный позже Карпатским рейдом.
Командование надеялось, что это будет такая же успешная операция, как и предыдущие, однако местность оказалась естественной горной ловушкой для партизан, не имевших опыта горной войны. По сути, партизаны были разбиты, и, разбившись на мелкие отряды, прорывались обратно с тяжелыми потерями. Сам Ковпак получил серьезное ранение, а Семён Руднев погиб. За Карпатский рейд Ковпак был награжден второй звездой Героя Советского Союза.
Партизанская тактика Сидора Артемьевича Ковпака вошла в учебники по диверсионной работе, на ее примере учились воевать полевые командиры национально-освободительных движений в разных частях мира.